ЕСЛИ ВЫ НЕ НАШЛИ ОТВЕТА
НА СВОЙ ВОПРОС
ЗАДАЙТЕ ЕГО НА ФОРУМЕ

ochistka

Наблюдение за тем, каким образом устанавливается размер платы за патент для иностранцев, может служить лакмусовой бумажкой, по которой складывается представление о царящем беспорядке в некоторых властных структурах и об уровне компетенции тех, кто принимает решения, обязательные для всех остальных. До сих пор непоследовательность, непродуманность последствий, имитация деятельности - в той или иной степени эти характеристики были присущи лишь некоторым региональным заксобраниям. Но в этом году отличилось федеральное ведомство!

Механизм расчета ежемесячной платы за патент на работу для иностранных граждан продуман и логичен. В налоговом кодексе зафиксирована базовая величина 1200 руб. в месяц, заложенная в основу итоговой стоимости, формируемой с помощью двух других переменных.

Первая переменная – это коэффициент-дефлятор, который отражает уровень инфляции в стране, публикуется ежегодно для того, чтобы платежи, установленные в виде фиксированной величины, плавно росли вместе с инфляцией. Если бы этого коэффициента не было, то ежемесячная плата за патент каждый год составляла бы 1200 руб. в месяц, как и указано в налоговом кодексе.

Динамика коэффициента-дефлятора за 2015-2020 гг.

Год Коэффициент-дефлятор Прирост
2015 1,307  
2016 1,514 15,8%
2017 1,623 7,2%
2018 1,686 3,9%
2019 1,729 2,5%
2020 1,813 4,9%

Каждый год осенью (обычно в октябре) Министерство экономического развития РФ устанавливает значение коэффициента на следующий год. Коэффициент-дефлятор оказывает одинаковое влияние на размер фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц в каждом субъекте Российской Федерации.

В этом году Минэкономразвития приказом от 21 октября 2019 г. №684 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2020 год» установило значение коэффициента на 2020 год в размере 1,813.

Этот коэффициент является вторым базовым элементом в формуле расчета стоимости ежемесячного платежа по патенту. Умножив значение коэффициента на базовую величину (1200 руб.), мы получим промежуточную стоимость ежемесячного платежа.

1200 руб. х 1,813 = 2175,6 руб.

В некоторых установленных законом случаях она оказывается окончательной.

Третьим элементом расчета платы за патент иностранных работников является территориальный коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда в том или ином регионе РФ.

После того как Минэкономразвития установило значение дефлятора на будущий год, регионы могут планировать свои дальнейшие действия. С помощью устанавливаемого региональной властью коэффициента формируется окончательная стоимость патента. Предполагается, что размер фиксированного авансового платежа работника-мигранта должен примерно соответствовать уровню отчислений по НДФЛ резидентного работника, исходя из средней заработной платы по региону. Однако присутствует и иная мотивация. Так как доходы от оплаты патентов поступают в региональные бюджеты, пополнение доходной части бюджета часто перевешивает идею социального равенства. Но это и не возбраняется. Здесь главное не переусердствовать, потому что, установив региональный коэффициент существенно выше, чем в соседних областях, можно столкнуться с тем, что мигранты в «жадный» регион в следующем году просто не приедут или уйдут в тень и вообще откажутся оформлять патенты.

На этапе установления коэффициентов, отражающих региональные особенности рынка труда, происходит много интересного. У регионов, как правило, есть один месяц для того, чтобы определиться с размером коэффициента и в установленном порядке его принять. В октябре становится известен коэффициент-дефлятор, а к 1 декабря местный закон, утверждающий региональный коэффициент, уже должен быть опубликован. Это особенность нормативных актов, регулирующих налоговые отношения. В соответствии с налоговым кодексом должны соблюдаться два условия: налоговый законодательный акт не может вступить в силу ранее одного месяца с момента официального опубликования (в то время как для обычных законов установлен 10-дневный период), а также ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Однако каждый год мы встречаем регионы, в которых региональные законы об установлении территориального коэффициента рынка труда принимаются позже установленного законом срока.

В 2017 году в числе таких регионов оказались Ленинградская и Ивановская области, республика Марии Эл, в прошлом году среди опоздавших - целых 11 субъектов РФ, включая такие популярные для мигрантов регионы, как Санкт-Петербург, Калужская область, Краснодарский край. Этот факт говорит о несогласованности ветвей власти на уровне субъекта федерации, а также об отсутствии законотворческой дисциплины. На самом деле несвоевременное принятие налогового закона предоставляет налогоплательщику окно возможностей. 31 декабря утрачивает силу аналогичный закон, принятый заксобранием региона годом ранее, а в январе наступившего года новый нормативный акт, устанавливающий территориальный коэффициент, ещё не вступает в силу.

Законом определено, что при условии, что региональный коэффициент не установлен, его значение равно единице. Это означает, что мигрант обязан заплатить сумму фиксированного авансового платежа по НДФЛ в размере базовой стоимости. На предстоящий год – это 2176 руб. И это не может считаться нарушением.

В установлении территориальных коэффициентов есть и другая крайность. Существуют регионы, которые устанавливают региональный коэффициент не в последний день уходящего года, а совсем наоборот, намного раньше того, как становится известно значение коэффициента дефлятора, иногда за полгода до наступления нового налогового периода.

Так, в прошлом году местный закон, устанавливающий региональный коэффициент на 2019 год, в Камчатском крае был принят 13 июня, в Ульяновской области – 4 июня, в Тульской области - 12 июля, а на Ставрополье – аж 3 мая 2018! В этом году ситуация с принятием законов в этих регионах повторяется. О каком экономическом обосновании принимаемого решения можно говорить, если закон о размере ежегодного авансового платежа по НДФЛ принимается в тот момент, когда прошло всего несколько месяцев с момента начала действия предыдущего закона? В таких условиях у финансовых служб региональных правительств отсутствует возможность накопить статистические данные, провести аналитический анализ его действия. И сделать экономический прогноз также невозможно, так как коэффициент-дефлятор станет известен много месяцев спустя! Такие действия наводят на предположение, что цифры местными чиновниками берутся прямо с потолка.

А чем объяснить такие скачки налоговых ставок:

Субъект федерации 2019 2020
рег. коэфф размер платежа рег. коэфф. размер платежа
Кабардино-Балкарская Республика 2,0 4150 3,0 6527
Ненецкий автономный округ 3,8847 8060 2,442 5313

Что произошло в Кабардино-Балкарии, что стоимость патентов для мигрантов выросла за год больше чем в полтора раза? А какие перемены случились в Ненецком АО, где плата за патент снизилась почти вдвое? В Кабардино-Балкарии открыли месторождение, а из Тимано-Печорской нефтегазовой провинции все вычерпали? Интересно было бы положить рядом и сравнить финансово-экономические обоснования законопроектов об установлении коэффициентов за прошлый и этот год.

Так как региональная власть последняя в списке тех, кто формирует окончательный размер фиксированного авансового платежа по патенту, у неё есть возможность сделать его удобным для использования. Для этого необходимо задать такой коэффициент, чтобы в результате произведения всех переменных получилось круглое число. По такому критерию можно выделить те регионы, в которых власти при принятии решения задумываются о людях - о том, как на практике будет применяться изданный ими закон. К нашему сожалению, таких регионов немного. Кроме столичных: Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область в число тех, кто задумался в прошлом году об удобстве людей можно отнести Башкортостан, Калужскую, Курганскую, Тамбовскую, Томскую, Челябинскую области и Пермский край.

Остальным все равно. Положим им безразлично, удобно ли мигрантам, работающим во Владимирской области платить каждый раз по 3901 руб. налога, а не по 3900 руб. Мигранты – иностранные граждане, как правило бесправные, безголосые, и вообще не их избиратели. Но какого быть кассирам, налоговикам, бухгалтерам, сотрудникам миграционных органов, работодателям, наконец, которые тоже имеют дело с этими платежами? Разве это сложно добавить несколько знаков после запятой, чтобы округлить платеж? Нет, не сложно, отвечаем мы на примере Тульской области. Законодатели Тульской области установили коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда в размере 2,16888. Наверное, в итоге получилась супер круглая цифра с тремя нулями в конце? 4718,62 руб. – вот правильный ответ. Как это можно назвать? На наш взгляд – имитация законотворческой деятельности.

Мы можем привести ещё много захватывающих сюжетов из жизни региональных собраний, но вернемся к теме нашей статьи. В этом году беда пришла откуда не ждали.

Мы уже привыкли к тому, что региональные «заксы» бегут впереди паровоза и устанавливают территориальные коэффициенты вперед Минэкономразвития. В этот раз встряску для всех решило  устроить само министерство. Оно подготовило проект приказа о внесении изменений в свой собственный приказ, принятый месяц назад. Минэкономразвития хочет изменить уже утвержденный коэффициент-дефлятор на 2020 год! Уменьшить его на три тысячных - с 1,813 до 1,810! Это означает, что все установленные к тому времени размеры фиксированных авансовых платежей по НДФЛ поплывут. Стоимость патента в Москве, например, станет не 5350 руб. а  5341 руб. в месяц, и такие изменения затронут все регионы.

Проект приказа размещен на Федеральном портале проектов нормативных актов. Окончание общественных слушаний запланировано на 9 декабря, потом регистрация в Минюсте и официальное опубликование. Это означает, что до вступления нормативного акта в силу ещё около двух месяцев.

Кроме того, к этому НПА также предъявляются особые требования по вступлению его в силу, как оказывающего непосредственное влияние на размер уплачиваемого гражданами налога.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Статья 5 НК РФ.

 

Не исключена возможность, что после вступления в силу проекта приказа Минэкономразвития, ранее уплаченные суммы авансовых платежей по НДФЛ следует пересчитать исходя из нового значения коэффициента-дефлятора.

Мы будем оперативно информировать читателей нашего миграционного блога о текущих изменениях