ЕСЛИ ВЫ НЕ НАШЛИ ОТВЕТА
НА СВОЙ ВОПРОС
ЗАДАЙТЕ ЕГО НА ФОРУМЕ

В настоящей статье рассматривается необходимость наличия полиса ДМС при заключении трудового договора с иностранными гражданами государств членов ЕАЭС, имеющих статус временно пребывающих на территории РФ.  

Требования о наличии полиса ДМС или договора с медицинской организацией об оказании иностранному работнику медицинской помощи содержатся в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Трудовом кодексе РФ.

Эти новации в оба нормативных акта были внесены Федеральным законом от 01.12.2014 г. №409-ФЗ.

"При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме."

       п.10. Статьи 13, 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002г.

"Наряду с условиями, предусмотренными частью второй статьи 57 настоящего Кодекса, обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме."

Статья 327.2. ТК РФ

Оба нормативных акта предусматривают размер оказания помощи в объёме первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

Однако, согласно положениям Трудового кодекса предусмотрены исключения в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации нормы международного права, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, имеют высшую юридическую силу, чем внутреннее законодательство.

Основополагающим нормативным актом в сфере взаимоотношений, в том числе трудовых, между субъектами государств членов ЕАЭС: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия – является Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), заключенный в Астане 29 мая 2014 года. В Приложении №30 к Договору говорится об оказании работающим иностранным гражданам из стран ЕАЭС бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной) формах независимо от наличия медицинского страхового полиса.

"Государства-члены на своей территории предоставляют трудящимся государств-членов и членам семей права на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства.

Скорая медицинская помощь (в экстренной и неотложной формах) оказывается трудящимся государств-членов и членам семей медицинскими организациями (учреждениями здравоохранения) государственной и муниципальной систем здравоохранения государства трудоустройства бесплатно, независимо от наличия медицинского страхового полиса."

п.4. Приложения №30 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014г.

Кроме того, в отношении граждан республики Беларусь действует Соглашение между Правительствами республик Беларусь и РФ от 24.01.2006 г. «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», предусматривающее для работающих граждан из республики Беларусь равные с российскими гражданами права на медицинскую помощь. А так как для получения медицинской помощи гражданам Российской Федерации полис ДМС не нужен, следовательно, для граждан республики Беларусь он не нужен тоже.

"Граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации и работающие в учреждениях (организациях) Российской Федерации по трудовым договорам, имеют равные права с гражданами Российской Федерации, работающими в данных учреждениях (организациях), на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации."

Вернемся к работникам из Армении, Казахстана и Киргизии.

Для чёткого ответа на вопрос, о необходимости полиса ДМС при заключении трудовых договоров с работниками из этих стран, необходимо оценить тождественность определений медицинской помощи «первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме», которую требуется застраховать полисом и «скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах)», которая предоставляется на основании международного договора.

В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» раскрываются понятия как первичной медико-санитарной, так и специализированной, а также срочной медицинской помощи.

Статья 33. Первичная медико-санитарная помощь

 1. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Статья 34. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь

 1. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Статья 35. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь

 1. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации"

На первый взгляд понятие первичной медико-санитарной помощи значительно шире и всеобъемлюще, чем понятие скорой медицинской помощи. Но в сочетании с условием предоставления такого вида помощи в неотложной форме, первичная медико-санитарная медицинская помощь теряет все свои преимущества и становится обычной скорой медицинской помощью.

Понятие первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме абсурдно само по себе.  Как можно проводить мероприятия по профилактике, диагностике, реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни в неотложной форме?

К сожалению, качество законов, выходящих в последнее время из-под пера наших законодателей, ниже самой невзыскательной оценки.

Подытоживая вышесказанное, эксперты LegalLabor пришли к выводу, что для заключения трудового договора с временно пребывающим иностранным гражданином государства члена ЕАЭС полис ДМС не требуется.сестры

Для устранения каких-либо сомнений мы направили запросы в ФМС, Минтруд, Минздрав и в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) – высший орган ЕАЭС, с просьбой дать квалифицированный ответ на этот вопрос.

ПИСЬМО

            При заключении трудового договора с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, в соответствии со ст. 327.2 Трудового Кодекса РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

            Согласно статье 327.2 ТК РФ исключением из этого правила являются случаи, установленные федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. 

            Российская Федерация является участником договора о Евразийском экономическом союзе.

            В соответствии с Приложением №30 к Договору о Евразийском экономическом союзе государства-члены на своей территории предоставляют трудящимся государств-членов  права на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства.

            Скорая медицинская помощь (в экстренной и неотложной формах) оказывается трудящимся государств-членов медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения государства трудоустройства бесплатно, независимо от наличия медицинского страхового полиса.

            Кроме того в соответствии со статьёй 6 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 24.01.2006 "О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации"  граждане Республики Беларусь, временно пребывающие в Российской Федерации и работающие в организациях Российской Федерации по трудовым договорам, имеют равные права с гражданами Российской Федерации, работающими в данных организациях, на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации

            В связи с приведенными выше положениями из международных договоров, заключенных Российской Федерацией, прошу вас дать ответ на следующие вопросы:

      1. Обязаны ли граждане республики Беларусь, временно пребывающие на территории РФ иметь полис ДМС либо быть благоприобретателями по договору между работодателем и медицинской организацией о предоставлении им платных медицинских услуг при заключении трудового договора с российским юридическим лицом?

            2. Обязаны ли другие трудящиеся стран-членов ЕАЭС, временно пребывающие на территории РФ, иметь полис ДМС либо быть благоприобретателями по договору между работодателем и медицинской организацией о предоставлении им платных медицинских услуг при заключении трудового договора с российским юридическим лицом?

 

ФМС и ЕЭК ответили, что полис не требуется, Минздрав уклонился от ответа, Минтруд отмолчался. Ниже приводим сканы ответов.

 Письмо ФМС  Письмо ЕЭК
 Минздрав

 

Место для ответа Минтруда